РЫБАЛКА

 

Елена ВИННИК

РЫБАЛКА

(Рассказ)

    - Привет, Гриня! – быстро проговорил вошедший в калитку сосед Толик. – Бери ведро, грабли и пошли на речку глушить рыбу.

    - Привет, - подняв глаза на двенадцатилетнего Толика, ответил восьмилетний Гриня.

    - Глянь, что у меня есть? – слегка вывернув карманы штанов, с гордым видом проговорил Толик, показывая ему две гранаты. – Видал?

   - Ух, ты! – с восхищением воскликнул Гриня, не отрывая взгляда от гранат. – Дай потрогать.

   - Погоди, - отвел от гранат руку Грини Толик, - давай быстренько собирайся лучше.

   Гриня побежал в дом, схватил пустое ведро, стоявшее в коридоре, грабли, и они пошли, обсуждая по дороге, сколько рыбы принесут домой.

    Два дня назад советские войска выбили фашистов из села. Гриня с матерью прятались в погребе, пока шел бой. И теперь мальчишки подбирали все снаряды, гранаты, гильзы, набивая полные карманы. Шли за село подальше и там, на пустыре, взрывали. Потом возвращались в село, обсуждая все моменты подготовки к взрыву и сам грохот от взрыва. Их ругали взрослые, объясняя, что это очень опасно, даже по некоторым упрямцам прохаживался отцовский ремень, крепко зажатый руками любящей и негодующей матери.

   Но что может удержать любопытных пацанов? Какая – то неведомая сила тянула их к патронам и неразорвавшимся гранатам.

   Придя к речке, Толик, как старший, скомандовал:

   - Гриня, я тут останусь, а ты иди дальше, вниз по речке и там будешь граблями вылавливать рыбу – и в ведро. Понял?

   - Ага, - радостно ответил Гриня, кивнув головой, и пошел по заросшему травой и деревьями берегу, куда указал Толик.

    Пройдя немного по берегу, крикнул, оглянувшись:

   - Толик хватит?

  - Нет, еще подальше, - махнул рукой Толик. – Иди, иди! Вот, стой! Стой там.

    Гриня остановился, набрал в ведро воды для рыбы и поставил возле дерева, взял в руки грабли.

     В этом месте речка сужалась, так что удобно будет доставать граблями.

     Раздался взрыв. Гриня подошел к воде и стал всматриваться в речку, ожидая, когда течение принесет рыбу.

     И вот показались рыбешки, плывущие вверх брюхом. Гриня зашел в воду и стал граблями тянуть к себе рыб и кидать в ведро. Но рыбы оказалось не много: всего пять штук небольших.

   - Ну, что? – крикнул Толик издали.

   - Да всего пять штук! – ответил Гриня, подняв руку с растопыренными пальцами.

   Толик только кивнул ему головой, что понял и полез в карман. А Гриня подошел к ведру, стоявшему под высоким деревом, и стал рассматривать улов. В этот момент раздался второй взрыв. Но по силе и мощи он был намного сильнее первого: деревья закачались, наклонив чуть ли не до земли ветви, зашелестели листвой от страшного гула взрыва, сбросив часть листьев на землю. Гриня от такого оглушительного взрыва, широко открыв глаза и рот от испуга, присел под деревом, обхватив голову руками.

   «Что это было?» - подумал он, когда все стихло. – «Вот это да!»…

    В небе светило солнышко по – прежнему, защебетали осторожно, на мгновенье притихшие птицы. Гриня встал и подошел к воде, держа в руках грабли для рыб.

    - Сейчас много будет, - прошептал он.

    Но то, что он увидел, ошеломило его, сжало до боли маленькое сердечко мальчика: по речной глади плыло окровавленное тело его погибшего друга…

     - А-а-а! – в ужасе заорал Гриня, увидев это зрелище, в голове зазвенело, в глазах все перевернулось вверх ногами, став черно-белым, и он, потеряв сознание, шлепнулся на прибрежную траву.

     А из села бежали люди: военные, сельчане. Увидев лежащего на земле мальчика и рядом стоящее ведро с рыбой, люди все поняли. Гриню привели в чувство и передали прибежавшей матери…

   Через день хоронили погибших в бою солдат в «братской могиле». Вместе с ними похоронили и Толика, написав и его имя и фамилию в конце списка на дощечке…

  


     Дети войны. Сколько их погибло от бомбежек, голода. А сколько их еще погибнет уже в мирное время!?

    Жизнь продолжается, но до сих пор слышны отголоски той войны, переплетаясь с событиями сегодняшнего дня. А ведь мы, взрослые, в ответе за мир на земле, за жизни нового, подрастающего поколения.