ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА МАРИУПОЛЬ

 

Наталья ХАРАКОЗ

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА МАРИУПОЛЬ

(Из неопубликованной книги «Дорогие мои земляки

Штрихи к портрету Мариуполя и мариупольцев в зеркале эпохи)

 

Письма бывших бойцов 130-й Таганрогской дивизии, освобождавшей город Мариуполь от фашистов  – это  волнующий человеческий документ о мужестве и храбрости, о верности воинской присяге, о наших земляках, какими они сохранились в памяти освободителей.

 Эти письма - только часть переписки с  воспоминаниями, которые вела с воинами-освободителями  Анна Ивановна Сапрыкина, член городского женского совета, активный организатор многих военно - патриотических мероприятий в 70-80 гг.   

                                                * *  *

«…После освобождения Таганрога во всех подразделениях дивизии были проведены беседы о предстоящих боях за Мариуполь. Агитаторы, командиры, коммунисты разъясняли личному составу о значении освобождения Мариуполя — крупного промышленного центра.

8 и 9 сентября шли ожесточенные бои на подступах к городу. Получен был приказ готовить плавсредства для форсирования реки Кальмиус. Данных о реке нет, противник отчаянно сдерживает наступающих. В кромешной тьме через поселок двигались к реке. Вдали горел мост для автотранспорта».

Так вспоминает о первых часах боев за город С.П. Кривенко, бывший дивизионный инженер, майор в отставке.

И нелегко пришлось бы воинам, не знающим местности, если бы не помощь мариупольцев.

«Вдруг к нам стали подбегать люди, – продолжает он. – Это были рабочие завода «Азовсталь». Объятия, поцелуи и слёзы радости.

Вот они-то нам сразу и дали необходимые сведения, объяснив, что у железнодорожного моста пехота может идти по камням без всякой переправы, что вода в реке вообще неглубока, и что на опоры сгоревшего моста можно настлать доски и переправляться»

Сведения, полученные от рабочих, оказались очень ценными. Поступив так, как советовали азовстальцы, отражая нападения противника, солдаты восстановили мост и продолжали наступление на город...

А И. И. Пронин, заместитель командира бывшего 371-го полка по политчасти в своем письме отмечает  мужество  агитатора полка, уроженца  Мариуполя, капитана  Христенко. При переправе он первым увлек  за собой солдат. Общительный по характеру, Христенко располагал к себе людей, ко постоянно был среди солдат, держал их в курсе международных событий, положения на фронтах Отечественной войны. Не раз он в боях проявлял примеры героизма и преданности Родине. «Погиб капитан Христенко уже после форсирования Днепра при выполнении ответственейшего задания, – вспоминает И. И. Пронин.  – На его похоронах был дан боевой салют».

Да, для многих воинов дивизии сражение за Мариуполь стало школой испытания, школой мужества. Вот как писал  об этом И.А. Беляков, подполковник запаса, член Союза журналистов СССР: «Иные фронтовики помнят Сталинград, другие – бои на Днепре, битву за Берлин, а мне всю жизнь будет помниться Мариуполь. Три дня я провел в непрерывных атаках».

А таким  запомнился Мариуполь тех дней С.Я. Сторчевому, фельдшеру саперной части:

«В памяти осталась радушная встреча жителей города, которые засыпали нас цветами – «чернобривцами». За время войны пришлось принимать участие в освобождении многих городов Украины, Белоруссии, Польши, Чехословакии, но эта встреча – одно из самых приятных воспоминаний. После боев, крови – и вдруг такая светлая минута. И везде слезы радости, и цветы, цветы...».

К сожалению, безвестным остался  молодой мариуполец, который на мотоцикле встретил освободителей у въезда в город, рассказал им о расположении немецких частей и потом ушел вместе с дивизией, участвовал в ее боевых действиях... И та старая женщина, которая в одном из немецких преступников, которого ждала неминуемая кара, узнала человека, казнившего ее дочь Валю только за то, что «посмела» отстаивать свою честь. О них мы также узнали из писем бывших воинов-освободителей.

Наш рассказ о мариупольцах мы хотели закончить воспоминанием командира этой дивизии К.В.Сычева:

«10 сентября 1943 года вечером на командный пункт дивизии прибыли представители горкома и горисполкома. Первым делом они искренне и тепло благодарили воинов дивизии за освобождение городя. Пригласили представителей дивизии на митинг горожан. Они просили помочь разминировать город, что мы и сделали.

Учитывая, что продовольственное снабжение в городе еще не организовано, я предложил посильную помощь с нашей стороны – 4-5 тонн хлеба…»

Так доблестные советские воины и мирное население в едином строю боролись за каждую пядь нашей земли, приближали желанную победу.