Наталья ХАРАКОЗ
Несколько дней назад, а именно пригожим осенним днем 28 октября отмечался День освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков. Этот рассказ посвящается одному из воинов-освободителей, который проявил себя героем и в последующие годы мирной жизни.
РУКИ ПАХНУТ ХЛЕБОМ
Еще в пути все признали авторитет Василия Васильевича, советовались с ним, называли «батей». На целину ехали в основном молодые парни и девчата, романтики и мечтатели. И некоторые из них даже не представляли тех трудностей, которые ждали их впереди, А у «бати» за плечами - война, восстановление разрушенного фашистами города... целая жизнь!
Наконец, прибыли к месту назначения. Кругом лежал плотный снег, но кое-где из-под него уже выбивались ручейки талой воды. Утром новичков оформили путевыми рабочими, объяснили, что они будут строить железную дорогу для вывозки хлеба из колхозов и совхозов. Василия Васильевича, как старшего и более опытного, назначили бригадиром. Велели с утра всем выходить на работу. Но отдыхать в этот день не пришлось. Прибыл состав с песком. И новички с лопатами и ломами в руках всю ночь разгружали платформы. А утром, усталые и измученные, с кровавыми мозолями на руках, еле волоча ноги, добрались до матрацев, забыв даже о еде. Это было первое боевое крещение. И не для всех оно прошло гладко...
Проснувшись на другой день раньше всех, Василий Васильевич ушел в поселок за продуктами. Когда вернулся, багровое солнце висело над самым горизонтом. Хотел войти в палатку, но его остановил громкий разговор. Кто-то говорил, что надо требовать хорошие условия жизни, кто-то предлагал уехать домой, пока есть деньги.
Услышав такие слова, Василий Васильевич сначала даже растерялся. «Что делать? - думал он. - Как подбодрить людей? Восстановить мир между ними?». Но в палатку вошел спокойный, решительный, как человек, принявший твердое решение. Две девушки, самые молодые в бригаде, обнявшись, плакали.
Василий Васильевич поставил у входа сумки с продуктами. Все потянулись к ним, оживились.
Это был подходящий момент для откровенного разговора. Василий Васильевич сел рядом с девушками, взял кружку с водой, кусок хлеба - его руки дрожали. Это заметила одна из девушек.
– Что это у вас, батя, руки дрожат? Устали? - сказала она с жалостью.
– Не от того это, - повернулся к ней Василий Васильевич.
– А от чего? - не унималась девушка.
– От контузии.
– А вы были на войне? Расскажите о своей фронтовой жизни, - послышалось со всех сторон, и ребята окружили бригадира.
И тогда Василий Васильевич рассказал о героической битве с врагом. Рассказал о беспримерном подвиге отдельного батальона, в котором он служил под командованием майора Цезаря Куникова. С началом Второй Мировой войны Куников, будучи старшим политруком запаса, вступил добровольцем в армию. Был командиром отряда водного заграждения Азовской флотилии, воевал у Таганрога и Мариуполя, активно принимал участие в обороне Темрюка, Керчи… Рассказал Василий Васильевич, как все они молодые солдаты и матросы не жалели своей жизни для Родины, для мира на земле...
– И вот вам, как и тем воинам, доверили большое дело, - сказал в заключение бригадир, - дать Родине больше хлеба. А вы разгрузили несколько платформ с песком и уже повесили носы, требуете лучших условий. А кто их должен создавать, как не вы сами!
Все как-то облегченно вздохнули, а кто-то сказал:
– Правильно, батя!
На следующий день вся бригада вышла на работу с хорошим настроением. А вскоре Василию Васильевичу, как передовому бригадиру, доверили другое важное дело: назначили начальником автоколонны.
…Вот и созрела первая целинная пшеница. Тугие золотые колосья низко и благодарно кланялись щедрой земле. Умелым людским рукам. Нужно было без потерь убрать богатый урожай.
Колонну автомашин во главе с Василием Васильевичем направили в крупный зерносовхоз. Машин было немного, и директор совхоза выразил сомнение, что они сумеют вывезти все зерно. Но Василий Васильевич дал слово, что ему не придется краснеть за своих.
– Не подведем! - был ответ бригады.
И двинулись по степным дорогам машины. Единый порыв людей в достижении одной цели - все это вновь напомнило бригадиру фронтовую жизнь. И он подумал, что это для него вторая битва - битва за хлеб. Делал все, чтобы и из этой битвы выйти победителем...
… - А вечером подъедут ребята прямо к пекарне, возьмут пахучую, румяную буханку хлеба, обжигающую руки и губы. И так приятно станет на душе: это наш хлебушек! – с особой теплотой и гордостью, спустя годы, заключал свой целинный рассказ Василий Васильевич. Радушно встречая гостей в своей уютной квартире городской многоэтажки на улице с многозначительным названием – «Улица Мира»…