Сайт «Азовье» создан с целью популяризации литературы, поддержки творчества мариупольских авторов.
Присылайте свои произведения на нашу почту:
harakozpr@gmail.com

СЕНЕЧКА


Людмила МАЛИНОВСКАЯ

СЕНЕЧКА
                                    (Из воспоминаний моей мамы)

Шла война. В нашем маленьком городке на Черниговщине поч­ти в каждом доме квартировали немцы. В нашем доме они тоже по­селились и вели себя как истинные хозяева. Мне тогда было четыр­надцать лет. Мама обо мне очень беспокоилась, как  бы ни обиде­ли немцы. Она меня намазала зеленкой и говорила, что у меня ве­трянка. Немцы очень боялись болезней. Мне было стыдно ходить такой некрасивой, но я терпела.
... По соседству с нами жила большая семья евреев. Они были вежливыми и доброжелательными людьми. Я часто играла с их ма­леньким сынишкой Сенечкой. У него были очень черные кудря­вые волосы. Мне доставляло огромное удовольствие гладить его кудряшки. Сеня только мило улыбался. Однажды, немцы всех ев­реев выгнали на улицу к огромному яру за городом. Заставили раз­деться догола и всех расстреляли. Засыпали землей. Не пощадили никого, даже грудных младенцев.
Утром, когда немцы ушли (они всегда куда-то уходили днем), я пошла, кормить поросенка Борьку. Мы его прятали в подвале, где, кстати, пряталась и я. Немцы съели всех курей, кроликов, все яйца, а Борьку чудом удалось спасти. Я по своему обыкновению, побежала за пустой курятник, это был мой наблюдательный пункт. Отсюда хорошо просматривалась дорога.
 Неожиданно я услыша­ла детский плач. Вначале подумала, что мне почудилось, но жалоб­ные всхлипывания повторились. Звуки доносились из соседнего огорода. Я стремглав побежала туда, и в огромном кусте смороди­ны увидела маленького Сеню. Он был совершенно голый. Я пыта­лась расспросить, что произошло, но малыш только плакал и гово­рил:  «Пух-пух», - показывая куда-то ручкой. Я схватила его на руки и понесла в подвал. Набросила на него старое одеяло.
 Мама узнав, что я прячу Сеню, сильно на меня накричала. Потом попро­сила отнести его обратно, но тут мы заплакали обе. Мы, конечно, прекрасно понимали, какой опасности подвергали себя. Мама по­шла в дом и принесла папин бритвенный станок. Она сбрила Сене кудряшки и так же, как меня, намазала зеленкой. Потом приказала нам ни под каким предлогом не покидать подвал. Ведь если нем­цы узнают, то немедленно расстреляют всю семью. То есть, меня и маму. Три моих брата и отец были на фронте. Младшему Грише было всего лишь семнадцать.
Сеня заболел. Он весь горел и пы­тался бежать. Мне с огромным трудом удавалось его удерживать в подвале. Я рассказывала ему сказки, все что помнила. Он вни­мательно слушал. Но все тайное становится явным.
 К маме подо­шел немец, он был у них за главного, и сказал на русском языке: «Я уважаю вас за то, что вы не испугались и спасли мальчика».
 Мама в ответ закричала: «Ты еще и русский убийца!». На что тот ответил:
 «Нет, я немецкий офицер и исполняю свой долг, я не выдам ребен­ка, если об этом никто не узнает».
 Сеню удалось спасти.  Когда немцы уходили из города, немец­кий офицер подошел к маме, пожал ей руку и сказал: «Вы - Ве­ликая МАМА!»

Архив: