Сайт «Азовье» создан с целью популяризации литературы, поддержки творчества мариупольских авторов.
Присылайте свои произведения на нашу почту:
harakozpr@gmail.com

СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ 11

Мемуары  

 Анатолий НИКОЛИН

 «СЛЕДЫ  НА ПЕСКЕ»

Литературные воспоминания

(Продолжение. Начало 14 ноября)

11

Большим событием – таким, что я до сих пор помню его хорошо – стала встреча и знакомство в «Молодом современнике» с журналистом Николаем Сальковым. Николай - дальний родственник известного в прошлом футболиста, а потом тренера донецкого «Шахтера» Владимира Салькова, в конце 60-х некоторое время тренировавшего мариупольский «Металлург».

Мне было семнадцать лет, а Николаю двадцать семь. Мы быстро подружились, он оказался интереснейшим и многоопытным человеком.

В Мариуполь, в газету «Приазовский рабочий» Николая перевели из донецкой областной газеты «Комсомолец Донбасса»,  одной из лучших молодежных газет Советского Союза. Очерками и репортажами журналистов «КД» мы зачитывались, как высокохудожественными произведениями. Благодаря знакомству с Николаем и его рассказам о журналистах и журналистской профессии я принял твердое решение стать журналистом. Мне казалось, что журналистика наилучшим образом подготовит меня к писательской деятельности, я еще не понимал, что это разные профессии. Передо мной стоял пример Хемингуэя, успешно соединившего журналистский стиль с опытами в художественной прозе. И Хуана Гойтисоло, испанского писателя, всю жизнь совмещавшего эти профессии. Произведения того и другого меня восхищали, и я был уверен, что нахожусь на правильном пути. Уверенности добавляло и дружеское покровительство Николая. Он только что получил новенькую квартиру в районе проспекта Нахимова и по вечерам писал роман.  Помню его жену, полную, хлопотливую женщину в очках, и маленького сына, кажется, его звали Сережей. Часто бывал у них дома, у Николая дом всегда был полон гостей. Помню художника Леню Гади, лохматого и безалаберного, молодых журналистов из газеты «Моряк», пропахших рыбой и пивом. 

За чаем или сухим вином Николай рассказывал забавные истории. О вездесущих и находчивых донецких журналистах и своих друзьях, донбасских поэтах Николае Анциферове и Иосифе Курлате, оба публиковались в газете «Комсомолец Донбасса». Анциферов, бывший донецкий шахтер, после Литературного института обосновался в Москве, а Курлат работал в Донецке.

В Лито со смехом повторяли знаменитую, прославившую его на весь Союз фразу Анциферова из стихотворения о проходчиках: «Я работаю как вельможа, я работаю только лежа…»

 Курлат выглядел скромнее, но и у него были литературные удачи. Николай помнил его стихи наизусть, восхищался ими и всячески нахваливал. Они мне казались профессиональными, но несколько приземленными, обращенными к миру внешнему, а не внутреннему. Я помалкивал, не желая нарушать теплую атмосферу воспоминаний, видел, что Николай любит его стихи, и ему приятно рассказывать о друге.  Они перезванивались, и я был в курсе всех его дел.

Вскоре мои жизненные обстоятельства  изменились, и я забыл и Николая, и  Курлата, и все, что связывало меня с прошлым.

 Возникло вновь это имя – Иосиф Курлат -  совсем недавно, в 2016 году. И выплыло оно словно из другой жизни.  Московский литературно-художественный альманах «Особняк» опубликовал подборку его стихов и очерк жизни и творчества. Знакомая писательница из Штутгарта, Инна Иохвидович, автор «Особняка» и подруга редактора,  дала мне ее электронный адрес.

И я отправил запрос.

«Уважаемая Надежда Бахолдина!

Благодарю Вас за подборку материалов о донецком поэте Иосифе Курлате. Был немало удивлен Вашей осведомленностью и желанием о нем рассказать. Для Донбасса Иосиф Курлат значит приблизительно то же, что для Харькова – Борис Чичибабин. В годы моей литературной юности его имя было у всех на слуху. Я не был с ним знаком, но мои друзья хорошо его знали и дружили с ним. Потом, как это нередко бывает, его стали забывать. И, честно говоря, я не ожидал, что кто-то его сегодня вспомнит. А ведь поэт он хороший! Хотелось бы знать, кто инициатор публикации. Кто вспомнил его и напомнил о нем?»

Вскоре пришел ответ от Н. Бахолдиной.

«Анатолий, добрый день!

О Курлате мне рассказала поэт Татьяна Литвинова, и мне захотелось сделать о нем публикацию. Так сложилась – очень быстро, почти мгновенно – эта подборка его памяти. В следующем номере альманаха я продолжу публиковать отрывки из его романа «Казнить Нельзя Помиловать» (воспоминания о Литинституте) и, возможно, найдутся люди, которые могли бы о нем рассказать. Предполагаю, что к его девяностолетию это сделать просто необходимо.

Спасибо за добрые слова, рада Вашему письму.

С уважением, Надежда».

Я читал в альманахе его стихи, вспоминал дружбу с Н. Сальковым, его рассказы о Курлате и думал, как быстротечно время. Стихи Курлата, хоть и хорошие,  производили впечатление вышедшей из моды одежды. Опрятные, чистые и - безнадежно вчерашние.

До боли хочется в село,

Где искренни и так правдивы

Собаки, брешущие зло,

И добрые над речкой ивы.

 

Как птица, я гнездо совью

Под крышей, над окном раскосым,

И буду верить муравью,

Жукам, лягушкам и стрекозам.

 

Простую буду жизнь вести

В пределах старенького сада,

А больше, Господи прости,

Мне ничего уже не надо.

Или вот такие.

 

Счастья удосужился такого,

Отпустил мне Бог, видать, грехи,

Самого я слушал Смелякова,

Для меня читавшего стихи.

 

Было тихо, чисто и морозно,

Дачи пахли дымом и золой,

В Переделкине скрипели сосны,

Первый снег кружился над землей.

 

И ушел я, натянув штиблеты,

Мир людей транжирил, словно мот,

И такие жили в нем поэты:

Станешь думать – оторопь берет.

 

О Переделкине поэт рассказал и в романе «Казнить Нельзя Помиловать» Курлат, Анциферов и их однокурсник по Литературному институту Юрий Панкратов приехали зимой на дачу к Борису Пастернаку, чтобы пригласить его выступить с чтением стихов перед студентами. Седой ежик, каменные скулы и длинный до пят халат делали Бориса Леонидовича похожим на боксера или тренера по боксу (сравнение  И. Курлата). И еще запомнилось из текста: Пастернак предложил гостям в прихожей: «Снимайте свои шинеля и вешайте сюда…»

Выступать перед студентами он отказался: стихов сейчас не пишу,  всецело занят романом - он  писал тогда »Доктора Живаго». А вот послушать молодых поэтов был непрочь.

Донбассовцы читать стихи не захотели, постеснялись. Толкнули в бок Панкратова – «читай ты!». Тот и читал за всех…

Потом еще были воспоминания о Белле Ахмадулиной, Евгении Евтушенко, - о тех, кого называют шестидесятниками. К их числу относится и хороший донецкий поэт Иосиф Курлат…

                                                      (Продолжение следует)

Архив: