Наталья ХАРАКОЗ
ОРАНЖЕВЫЙ БЕРЕГ
(Из цикла «Новеллы Азовского побережья»)
Оранжевый коридор из оранжевых листьев и солнечных лучей…Весь светится. Стук от падающих каштанов, приземлившихся на дорожку… Разбивается чашечка об асфальт. С треском, весело выскакивает коричневый блестящий щелкунчик…
Посвистывает какая-то птица в городском саду, раскинувшемся на взгорье, на другой стороне от «коридора». Где-то внизу, среди желтеющих деревьев просматриваются, белеют частные домики, пробует свой голос петух…
Остро-винный запах осени Паустовского и Левитана тут на спуске к морю по проспекту Металлургов. Проспект начинается заводом имени Ильича, сталью, чугуном и кончается Азовским морем. Нет нигде такого симбиоза промышленности с морскими воротами, романтики и признаков мощи державы, города. Романтики таких нужных стране, народу, земных профессий – металлурга и моряка…
Осень – слякоть, дождь, но и есть в осени такая вот замечательная пора. Кто сказал, что осень-это плохо? Прекрасно! Остро! Неповторимо!
Листья желтые на кленах в городе, оранжевый коридор из каштанов на спуске к морю: заходите, любуйтесь! Багряные листья дикого винограда, вьющиеся на заборах справа и внизу. Желтые дорожки из листьев вдоль бордюров тротуаров. Метут, метут листья в кучи дворники – для них это бедствие, листопад – тяжелая работа.
Все идут с листьями сквозь листопадную метель. Взрослые, дети…У водителя троллейбуса, едущего из центра города по проспекту Металлургов и дальше по Приморскому бульвару, вдоль моря – букет листьев, как букет дорогих цветов – на видном месте справа от руля. Иногда он бросает взгляд на роскошное многоцветье букета и улыбается.. .
Прозрачным тонким золотом светится один из листочков, как ладошка ребенка. Всю дорогу светится, словно показывает водителю дорогу вперед.
Кто-то забыл (или бережно положил) лист каштана с длинным черенком на скамейку у троллейбусной остановки, и он тоже светится тепло и ласково.
Взяла его с собой, поставила дома в вазу с водой. Тоже кусочек осени, тоже пахнет и светится. А все же не то. Не так радостно светится, не так душист, как у себя дома, вблизи моря. Сирота, да и только…
В Доме ветеранов, в корпусах развешивают струящиеся ветки ив. Совсем еще зеленых, совсем еще не тронутых увяданием. Лежат на лестнице, свисают с перил. В вестибюле - на низком столике большущий арбуз, похожий на самовар, блюдо с яблоками, желтыми, как листья, с пахнущими осенью грушами. Баранки, присыпанные маком…
Между корпусами, среди падающих листьев и свежего морского ветра ходят улыбающиеся отдыхающие…
Блестят рыбьей серебристой чешуей сквозь редеющие деревья мелкие волны. Солнечно вспыхивают и гаснут, вспыхивают и гаснут.
А само море, словно гигантская неведомая рыба, которая утомленно прилегла отдохнуть у теплого оранжевого берега…
Начался праздник осени.