Сайт «Азовье» создан с целью популяризации литературы, поддержки творчества мариупольских авторов.
Присылайте свои произведения на нашу почту:
harakozpr@gmail.com

АГРОБАЗА. КРАСУНЯ.

                     ******
     ВОЙНА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
                     ******

      
       Дети войны, ждали Победы даже с большим нетерпением, чем  родители, так как мирной жизни они  не застали, и рассказы о ней будоражили их  воображение все пять  лет войны. А как они пережили все эти пять лет, что думали, с кем встречались, как формировался их характер в эти тяжелые для всех дни?
   Несколько лет назад  один из старейших членов ЛитО «Азовье» поэт и писатель Павел Бессонов предложил составить и издать книгу о детях войны. Показал пример в этом нужном для грядущих поколений деле и собрал материалы некоторых авторов.
    Надеемся, что и вы поделитесь своими рассказами и воспоминаниями на эту тему.
                                                  ***

             Главы из  предложенной Павлом Бессоновым и неопубликованной книги  о детях войны «Рассказы детства».



     Павел БЕССОНОВ

     АГРОБАЗА
                         
           
     Наступил вечер. Я уже уснул на своем топчане в кухне,  а мама в комнате на кровати. В хате было темно.
     Вдруг кто–то постучал в окно кухни,  и я узнал  Сашку, еврея, знакомого соседки Анечки. Он просился войти.
    - Кто там? - спросила мама.
    - Это Сашка, учится  вместе с Анечкой,- сказал я, - еврей Сашка.
    - Впусти, - сказала мама. - Что- то срочное, значит.
    Она зажгла керосиновую лампу и приблизилась ко мне.
    Сашка вошел со двора,  и я увидел, что вся одежда его была в  крови. Руки и лицо тоже были в кровавых пятнах.
     - Что с тобой, Саша? Ты ранен? Рассказывай.
     - Наших евреев немцы  привели на Агробазу, поставили перед выкопанной ямой. Меня тоже… Начали стрелять, и все  падали в яму… Меня толкнули, и я упал, на меня тоже упали. Землей еще присыпали… Как стихло все,  я выбрался. А кровь это не моя, чужая, убитых. Домой забежал, а там все растащили. У Анечки нет ничего, чтобы сменить мне одежду.  Вот и постучал  к вам. Старье какое-нибудь дайте переодеться.  Пожалуйста!
     - Что ж дать тебе? Рубаха найдется.
     - А пиджак Мишкин старый ему отдай, – сказал я, - придет после войны купит он себе новый.
     - Сними, Сашка, с себя замаранное, умойся, - сказала мама. - Я все сожгу, чтобы до немцев не дошло, а не то мне с Гаврюшей   конец.
       Ушел Сашка,  и после я его  не встречал.
      Как подошли к городу советские войска, я стал красноармейцем и воевал до 45 года. Против немцев…
                                                                                   
                                                                           
     КРАСУНЯ

           Когда немецкая армия  уходила, специальные отряды забирали у сельских жителей коров, свиней, кур и гусей для питания войска.
         В  селе осталась  только наша корова,  и когда к нашему двору подъехала  большая  грузовая машина с солдатами, мама сказала: «За нашей  Красуней приехали»,  и вышла во двор с младшей моей сестренкой на руках. Следом - и я.  Мне было тогда 6 лет.
     Один солдат с мешком зашел в катух,  где жил кабанчик, другой открыл дверь в  сарай,  где стояла  Красуня, третий  стал посреди двора с автоматом в руках.
      Завизжал кабанчик. Это солдат поймал его, затолкал в мешок и вынес. Второй солдат выгонял Красуню из сарая палкой, ударяя ее по  спине. Мама молчала, только слезы капали из глаз.
     В это время послышалась стрельба,  и забежал во двор  начальник с большой  кабурой  на животе. Посмотрев на нас,   что- то сердито крикнул солдату, выводившему корову,  и выбежал со двора с автоматчиком. Солдат бросил палку и побежал за ними.
     Затарахтел мотор грузовика,  и солдаты уехали.
     Так и осталась у нас наша корова Красуня. Выгонял ее я на луг, и она ела траву. Мама приходила в обед  с ломтем отрубного хлеба и доила Красуню.
Я  ел  хлеб, запивая теплым и сладким парным молоком. Мама уходила с ведром молока, а я оставался до вечера, пас Красулю. Вечером я провожал  Красулю до нашего двора, где она получала  еду,  а мама  ее доила еще раз. К вечеру к нам приходили две соседки,  у которых были малые дети,  и мама наливала им в поллитровые бутылки молока. Мне она поручала отнести полбитончика  молока  женщине, с совсем малым ребенком, жившей со старой слепой бабушкой на самом краю деревни.
       Так мы жили в войну, пока она не кончилась. Потом приехал раненный в ногу отец.                               
                                                   Записал  П. Бессонов со слов очевидцев.

Архив: