Сайт «Азовье» создан с целью популяризации литературы, поддержки творчества мариупольских авторов.
Присылайте свои произведения на нашу почту:
harakozpr@gmail.com

ИЗ РАССКАЗОВ МОЕЙ МАМЫ


                                 Сергей КАТАСОНОВ

                           ИЗ   РАССКАЗОВ МОЕЙ МАМЫ
(Шулика (Катасонова) Клавдия Петровна,    07.07.1932-19.04.2010)
                                          
                                                   ФРИЦ  
«Война у нас началась, когда мне было почти девять лет, и я закончила второй класс. Посёлок, в котором жила наша семья, сейчас имеет название Новгородское, что в районе города Дзержинска Донецкой области, а в то время звался Нью-Йорком.
Отец мой, Пётр Трофимович, был по жизни хорошим тружеником и знающим сельский труд человеком, за что в те исторические времена его порой считали кулаком. Это определение прикрепилось к нему не из-за того, что мы имели каких-либо наёмных работников, а больше из зависти. Ведь папа сам трудился на приусадебном участке с рассвета до заката, привлекая всю семью – мою маму и нас, детей, и умел вести хозяйство. Был со всеми строг и требователен. У нас были пасека и виноградник, разводили кроликов, свиней и домашнюю птицу. Я с самого раннего детства могла доить корову. И этот трудный достаток кого-то раздражал!
Среди детей я была самая старшая, а братья Коля, Витя и Вася тогда не были даже школьниками. Васе летом того года исполнилось всего два года.
Где-то в августе 41-го в наш посёлок вошли оккупанты. Это были венгры, потом их сменили румыны. Из местных жителей были выбраны полицаи. Особых разрушений у нас не было, потому что жестокие бои проходили в других местах. Помню, что когда пролетали над нами какие-то самолёты, то мы с родителями прятались в погребе под домом. При этом папа считал, что если упадёт бомба на наш дом, то мы все вместе и погибнем.
После румын и венгров в посёлок на постой прибыли немцы. Они выбирали себе места для проживания без согласия селян.
В нашем доме расквартировался один немецкий офицер, а мы поселились в землянке, которую родители выкопали в нашем саду. «Фриц» нам достался не такой жестокий, как остальные оккупанты. Иногда он подзывал кого-нибудь из нас, детей или взрослых, и, показывая фотографии своей семьи, на родном языке что-то рассказывал о жене и своих двух детях, киндерах. Вёл себя немец хорошо, даже веселил нас, детей. Иногда давал нам шоколад и другую еду…
Однажды, наверное, через полгода, мы увидели нашего квартиранта заплаканным. Он держал в руках фотографии своих родных и, всхлипывая, пытался что-то нам объяснить. Позже от своего отца я узнала, что у этого офицера в Берлине во время бомбёжки погибли под завалом жена и дети».

                                     «ФАШИСТКА»

Второй рассказ моей мамы тоже из времён Великой Отечественной войны.
«До войны я училась в поселковой школе-семилетке. В школе немецкий язык преподавала одна учительница, молодая и красивая. К тому же она была активной комсомолкой. Когда пришли немцы, учёба в школе прекратилась; учителя и ученики сидели по домам.
Вдруг я узнала, что наша учитель немецкого языка общается с немцами и даже где-то у них работает. Мы, поселковые дети, осуждали такой поступок и между собой называли её «фашисткой»…
Однажды я находилась на улице. Мимо меня проезжала конная пролётка, в которой сидели два немца и наша молодая учительница. Они громко беседовали и смеялись. Не знаю, как это произошло, но я подняла с земли камень и бросила вслед. Камень попал в корпус пролётки, и удар камня услышала сидящая в бричке бывшая учительница. Она обернулась, увидела меня и погрозила кулаком.
Испуганная, я прибежала домой, где рассказала родителям о происшедшем. Мой отец меня строго отругал, дал подзатыльник. После всё ворчал и приговаривал, что теперь надо ждать беду от этой женщины.
Но всё обошлось. Ни немцы, ни полицаи к нам не приходили.
И уже после войны папа мой рассказывал, что молодая учительница, оказывается, работала на немцев по заданию партизан, однако была выявлена полицаями и после пыток расстреляна…»

                                   ГРАНАТА

Был ещё один запомнившийся мне эпизод из рассказов мамы.
Он произошёл, когда Красная Армия уже отогнала «фрицев» с территории Советского Союза.
«После боёв вокруг нашего посёлка осталось много разного вооружения: и танки, и пушки, и автоматы, и снаряды с гранатами. Дети «игрались» с оружием, собирали патроны, гранаты.
Однажды ночью в дверь нашей хаты громко постучали. Отец пошел открывать и вернулся в комнату с мальчиком, который был каким-то толстым в районе живота. Мальчик попросил попить воды (и ещё что-то спрашивал, не помню!).
Ему принесли воду, ну и заодно спросили, что это у него с животом. Не яблоки ли несёт? Мальчишка засмеялся и сказал, что он с ребятами, которые ждут его во дворе, собирают гранаты, а затем глушат рыбу на речке. Мой отец предупредил его об опасности гранат, но мальчонка отделался шуткой и ушёл.
А где-то через полчаса раздался очень сильный взрыв…
Только днём стало известно, что погиб тот паренёк, который заходил к нам водички попить. По рассказу одного из сопровождающих его мальчиков этот сорванец решил проверить, как взрывается граната. Достав одну из-за пазухи, он выдернул чеку из взрывателя и бросил гранату, но не успел спрятаться и осколок от разорвавшейся гранаты попал в него, нагруженного собранными ранее боеприпасами.
От мальчика ничего не осталось. Только огромная воронка!»

                  Запись рассказов из далёкого маминого детства осуществил С. А.
                                                                             Катасонов 13.06.2013 г.  

Архив: